04 янв 2013, 12:55
Давайте г-н Обломов разберемся в том, во что мы верим в повседневной жизни.
Возьмем, к примеру, компьютер, который находится перед вами прямо сейчас. Вы и не сомневаетесь, что он перед вами. Вот это было бы как раз иррационально. То же самое справедливо и для большинства ваших фундаментальных убеждений, таких, например, как вера в то, что сегодня утром вы завтракали. Но - и это важный момент - вы не считаете эти вещи аргументами! Так что, скорее всего, вы просто считаете себя в это верующими.
Большинство, как вы знаете, всех наших самых фундаментальных убеждений и верований формируются в нас в автоматическом режиме, без предварительного прохождения через доказательства. Мы жестко и однозначно начинаем верить во многие вещи, без всяких усилий и безо всяких аргументов - просто потому, что у людей есть врожденная способность формирования веры, благодаря мгновенным и самопроизвольным убеждениям. Если бы мы автоматически не полагали, что, например, на автомобиле можно ездить, то нам бы пришлось каждый раз требовать доказательств( теорем).
Среди всех формирующих нашу веру внутренних механизмов есть и тот, который автоматически формирует веру в Бога под влиянием всякого рода обстоятельств. Это как раз то, что богословы и теологи называют «чувством Божественного». Конечно, г-н Обломов, вы могли бы согласиться, что все люди имеют эту внутреннюю склонность к вере в Бога и сверхъестественное. Но скорее всего вы скажете, что это не более чем результат случайной, слепой и неуправляемой эволюции, а не какое-то Божественное предначертание или назначение. Более того, вы как раз и говорите, что именно это чувство Божественного и производит все эти дикие и ложные убеждения. И при этом подчеркиваете, что верят-то далеко не все.
И это хороший вопрос: если все люди имеют внутреннюю склонность к вере, то почему есть атеисты? И почему даже среди верующих существует такое количество различных представлений о сверхъестественном? Если Бог дал нам эту склонность верить в него, то почему не все верят в него (или только в него). Тогда нет никакой склонности и никакого «чувства Божественного»?
Причина, по которой наше чувство Божественного не включается в нас автоматически та же самая, по которой происходят и все наши беды: таково разрушительное действие греха.
Грех – это врожденное «заболевание», которое повредило не только нашу волю, но и сознание. Конечно, у большинства людей чувство Божественного все-таки разрушено не полностью; оно обычно работает в той или иной степени, и именно поэтому большинство людей и верят в сверхъестественное. Но в соответствии с традиционной христианской теологией, у вас г-н Обломов не верующего в Бога, чувство Божественного повреждено и очень сильно. «Поврежденное» чувство Божественного исправляется самим же Богом – здесь приходит на помощь (в христианстве) Евангелие. Вряд ли чувство Божественного может быть восстановлено полностью (никто не имеет совершенную веру), но она будет восстановлена в достаточной степени для того, чтобы восстановить в вас веру.
И вот тогда главный вопрос: если подлинная вера не требует доказательств ( аксиома), то должны ли я вообще беспокоиться по поводу споров с вами Илья ИльичЪ? Подходящим аргументом в пользу того, чтобы этого не делать, может стать обычная перспектива: отказаться от искушения доказать свою правоту и ввести вас, неверующего человека в религию.. В конце концов мы все люди Божьи.
. И слава Богу.