Вы здесь

В этом году исполняется 205 лет со дня рождения Николая Ивановича Железнова

Он был из тех ученых, в научной деятельности которых чаще всего встречается слово «первый». Так, он стал первым российским эмбриологом растений, первым директором Петровской земледельческой и лесной академии (ныне — Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева), первым президентом Императорского Российского общества садоводства.

Выдающийся ботаник и агроном, пионер в области исследования влияния подземного осушения почв на развитие растений и внедрение гончарного дренажа в северных районах страны, Николай Железнов оставил большое научное наследство и на Окуловской земле.

Завтра, 15 октября, состоится торжественное открытие бюста Н.И. Железнову и постоянно действующей экспозиции «Имя в истории края» в районном краеведческом музее им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Эти события — дань уважения выдающемуся ученому.

Жизнь и деятельность Н. И. Железнова неразрывно связаны с имением Матвейково, где раскрылся его талант растениевода и садовода.

Известно, что хутор Матвейково, представлявший собой участок заболоченного леса, подарила академику его жена Вера Васильевна, в девичестве — Зиновьева. Железнов превратил угодья усадьбы в поле научных экспериментов. Первоначально, узнав о планах мужа, Вера Васильевна заявила, что ноги её там не будет. Но через несколько лет она с удовольствием гуляла по аллеям молодого парка в сопровождении кота и аиста. В дальнейшем Вера Васильевна разделила ботанические интересы супруга, увлеклась сбором лекарственных растений, их сушкой и использованием в качестве лекарств. Кстати, среди окрестных крестьян она слыла бескорыстным и знающим лекарем.

В Матвейково перед Железновым открылись широкие возможности для практической деятельности в области лесоводства и опытов по акклиматизации древесных и кустарниковых пород. Но более всего его занимали результаты опытов над участками с использованием дренажной системы. В 1856 году Железнов построил в Матвейкове завод для изготовления дренажных гончарных трубок, которые были заложены на глубине от 1,2 до 2,1 метра на территории усадьбы. Вода, вытекающая из дренажных труб, была наичистейшая и использовалась в хозяйстве и для питья. Конец одной из труб Железнов направил в резервуар в подвале дома, и вода с помощью насоса подавалась на верхние этажи. А на первом этаже, на открытом балконе, возле кабинета Железнов даже сделал фонтан.

За изучение влияния дренажа, введённого в северной полосе России, в 1857 году учёный получил Большую золотую медаль от Вольного экономического общества. Опыт успешного использования дренажа на окуловской земле был использован и в других местах: были осушены земли в имении Шлиппенбаха в селе Александровском около Петербурга, а также площадки для строительства зданий Новгородского кадетского корпуса и кадетского лагеря в Петергофе.

Чтобы получить надежные результаты и вести сравнительные наблюдения над температурой, влажностью, урожайностью осушенных и контрольных участков, Железнову нужно было проводить метеорологические наблюдения. С этой целью в полуверсте от усадьбы Нароново он построил метеостанцию, где собирал сведения о климате Новгородской губернии — малоизвестного в то время региона России: вёл учёт показателей температуры воздуха, абсолютной и относительной влажности, направления и силы ветра, количества облаков, дождя и снега. Тогда же ученый разработал уникальную методику по оригинальной технологии по определению количества снега, попадающего в почву. Примечательно, что сегодня метеорологические исследования Железнова являются ценнейшим материалом для познания динамики климатических изменений в Новгородской области.

На месте прежних заболоченных участков Железнов развёл обширный огород и хороший фруктовый сад. Имелся в Матвейкове и распланированный в пейзажно-регулярном стиле парк — уникальный в нашем суровом климате. Здесь соседствовали друг с другом представители местной флоры и культурные насаждения сибирской и европейской пихты, сибирского кедра, лиственницы, туи западной и т. д.

В настоящее время парк в Матвейкове, где ещё можно проследить очертания аллей из вековых дубов, вязов, лип, пихты сибирской, туи, айвы китайской, лиственниц, венгерской сирени и других пород, имеет статус памятника природы регионального значения «Заручевье». Лучшие экземпляры пихты, растущие здесь, в возрасте 130 лет достигли высоты более 40 м и диаметра на высоте груди около 1 м, лиственница сибирская имеет соответственно показатели 38 м и 90 см, кедр сибирский — 26 м и 68 см. В аллейных посадках высота туи западной достигает 15 м. Поразительно то, что эти деревья, выросшие на новгородской земле, превосходят по некоторым показателям своих сестер в Сибири! К тому же «гости» дали прекрасное потомство, и сегодня в парке можно увидеть уже три поколения их «сыновей» и «дочек».

Таким образом, территория бывшей усадьбы Матвейково — это первый в России участок, осушенный закрытым гончарным дренажем. Примечательно, что уникальная система почвенного дренажа, заложенная впервые в России как научный эксперимент, получила международное признание и включена в реестр наследия ирригационных сооружений Международной комиссии по ирригации и дренажу.

Помимо изучения дренажа в Матвейкове Николай Иванович разработал и применил на практике методику пересадки крупномерных деревьев, сконструировал для этих целей специальную машину, за разработку которой получил серебряную медаль от Российского общества садоводов. В усадьбе выдающийся экспериментатор построил оранжерею. Выясняя биологические особенности многих видов растений, успешно выращивал дыни, арбузы и виноград.

На территории усадьбы находилось много и других интересных построек и участков. Кроме упомянутого завода по производству дренажных трубок, огорода и парковых зон присутствовали птичник с вольером, каменный ледник, мельница, баня с купальней, конюшня, молочная ферма с выгоном, поле для игры в крокет, теннис, беседка Монплезир. Ну и, конечно, прекрасный усадебный дом с балконами и террасами. По липовым и дубовым аллеям усадьбы проходили большое и малое кольца прогулок (Грандтур и Птитур).

Активно занимался академик и общественной работой. Он стремился внедрить новые прогрессивные технологии в быт местных крестьян, обучал их строительству дешёвых глинобитных домов, выращиванию хмеля, биологическим методам борьбы с мышами и насекомыми, учил производить дранку и крыть ею крыши.

Николай Иванович был горячим сторонником крестьянской реформы и перехода к свободному труду. Противостояние с местным дворянством дошло до того, что ему пришлось даже вызвать на дуэль одного из своих оппонентов. Дело закончилось извинениями к Железнову.

Не дожидаясь объявления о принятии крестьянской реформы, Железнов в своей деревеньке Плавищи созвал крестьян, сделал праздничный стол и объявил крестьянам вольную с наделом земли по 25 десятин на душу. Однако мужики отказались от вольной барина, рассчитывая, что царь-батюшка даст больше. Но просчитались, так как по реформе крестьяне получили меньше и то с барщиной или за выкуп.

Николая Ивановича похоронили в 1877 году в Матвейкове. После строительства домовой церкви иконы Казанской Божьей Матери прах учёного и его малолетних детей был перезахоронен в склепе под церковью. Там же впоследствии были похоронены его жена Вера Васильевна и сын Василий.

В 1918 году усадьба Матвейково была включена в общенародный фонд, и на её базе возникло сначала племенное хозяйство, а потом госхоз «Матвейково», переименованный позднее в свиносовхоз «Марат». В 1920-х годах усадебный дом был разобран и перевезён на станцию Торбино. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Фамильную церковь Железновых в 1929 году взорвали.

После ликвидации совхоза в 1938 году в Матвейково разместили Ленинградский дом престарелого колхозника, просуществовавший до пожара, случившегося перед войной. В 1948 году на базе усадьбы Железнова стала действовать двухгодичная профтехшкола-интернат для инвалидов войны, а затем в ней работал молокозавод совхоза «Куйбышевский», который использовал господский ледник для своих нужд. В 1983 году населённый пункт Марат перестал существовать на карте района.

Несмотря на долгое забвение, усадьба хранит научное наследие Железнова, с которым ещё предстоит ознакомиться новым поколениям исследователей. Прослеживаются некоторые следы деятельности выдающегося учёного в виде частично сохранившихся инженерных сооружений и насаждений. Но, к сожалению, уже нет усадебного дома, исчезло большое количество ценных деревьев, утрачены плодовые сады…

По материалам, предоставленным районным краеведческим музеем им. Н.Н.Миклухо-Маклая, подготовиал Светлана КУРДЮКОВА. Фото из архива музея и Н.Арсеньевой. Окуловский вестник № 40 от 14.10.2021.

Добавить комментарий


Условия размещения комментариев:
Комментарии публикуются только после одобрения модератора.
Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. Редакция сайта не несет ответственности за содержание комментариев.

Не подлежат публикации комментарии:

  • содержащие оскорбления личного и религиозного характера;
  • содержащие ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме;
  • содержащие ненормативную лексику;
  • носящие рекламный характер;
  • нарушающие положения действующего законодательства.

Нажатие кнопки «Сохранить» является безоговорочным принятием этих условий.


Ищем и опубликуем любую интересную информацию о нашем городе и районе.
Готовы сотрудничать с властью, компаниями, журналистами, инициативными людьми - со всеми кому важно, чтобы наш город был достойно представлен в Интернете.
Републикация текстов, фотографий и другой информации в коммерческих целях, разрешена только с письменного разрешения автора.

Электропочта: admin@okulovka.com

Сделано в web.okulovka.com

Яндекс.Метрика