Вы здесь

В 1914 году в усадьбе Березовик вблизи Николаевской железной дороги был обустроен госпиталь для раненых и больных воинов

Начавшаяся 19 июля (1 августа) 1914 года Первая мировая война хоть и обошлась на своем театре военных действий без Новгородской губернии, жертвы её среди новгородцев были огромны. Практически из всех уездов губернии было призвано 206115 мужчин, что составляло более 12% от общего населения. Сколько из них вернулось с фронта, до сих пор неизвестно. Сообщения о войне на страницах Новгородских епархиальных ведомостей начали появляться с первых её дней. В официальной части публиковался высочайший манифест, в котором содержался призыв «забыть внутренние распри» перед лицом врага, давалось объяснение действий правительства: Россия вынуждена заступиться за «родственную нам страну» — Сербию, которой Австро-Венгрия предъявила заведомо неприемлемые для державного государства требования».

На военное положение были переведены такие города Новгородской губернии, как Новгород, Старая Русса, Валдай, Крестцы, Боровичи, Тихвин, Демянск и даже удаленная от линии фронта Устюжна. Перед всей страной встали проблемы по организации госпиталей и лазаретов на фронте и в тылу, медицинских складов, подготовки медицинских кадров и переброски их на фронт. Для решения этих и других задач 30 июля 1914 года был образован Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, который первоначально не включал Новгородскую губернию в план эвакуации и размещения раненых. Но события на фронтах развивались так стремительно, что начиная с сентября в Новгородскую губернию стало поступать большое количество раненых солдат. Уже 28 ноября 1914 года в Новгород привезли 400 раненых.

Губернские и епархиальные власти опубликовали предписание о подготовке ряда монастырей к приему беженцев и раненых. Новгородские епархиальные ведомости писали: «В новгородских лазаретах раненые окружены всякими удобствами: в тепле, сыты, обуты, одеты». На страницах газеты регулярно печатались списки жертвователей с указанием конкретных сумм или вещевых поступлений. Так, архиепископом Новгородским Арсением был отдан под устройство лазарета Арсеньевский епархиальный дом. Священнослужитель ежемесячно жертвовал на нужды новгородских лазаретов. Он присутствовал при экзаменах слушательниц при Новгородской Екатерининской общине сестер милосердия, курсов запасных сестер милосердия Красного Креста военного времени. Экзамены проводились по предметам: общая хирургия, десмургия, асептика и антисептика. В первый год войны звание сестер милосердия получили 33 человека.

В 1914 году Товарищество Окуловских писчебумажных фабрик выступило с предложением о предоставлении безвозмездно в распоряжение Новгородского губернского земства усадьбы Березовик вблизи Николаевской железной дороги для устройства в ней госпиталя для раненых и больных воинов. Об устройстве лазарета ходатайствовали представители Крестецкого уездного земства А.А. Булатов и Н.М. Родзянко. Последний доложил Земской управе о составленной им смете на оборудование лазарета в 22000 рублей и на содержание 200 раненых и персонала в размере 8000 рублей в месяц.

Оборудование лазарета предполагалось приобрести за счет местных средств, а также благодаря помощи крупных землевладельцев, проживающих вблизи Березовика. Часть расходов по содержанию лазарета брал на себя Всероссийский земский союз. Директор-распорядитель Товарищества Окуловских писчебумажных фабрик Александр Геннадьевич Карпов сообщил о принятии на свой счёт расходов по ремонту усадебных помещений, их отопления и о приобретении перевязочных средств. Также им был предоставлен автомобиль для перевозки раненых от станции Окуловка до Березовика. Меценат изъявил согласие на бесплатный отпуск сена для скота, если таковой будет при лазарете.

Впоследствии денежные поступления увеличились благодаря местным землевладельцам, общественным организациям и новгородскому дворянству.

18 августа 1914 года в усадьбу Березовик был командирован врач губернского земства В.Г. Мандельштам для осмотра усадьбы Березовик. Совместно с членом Крестецкого уездного комитета доктор осмотрел усадьбу и убедился в том, что она готова для приема пациентов. Он доложил, что дорога от Окуловки к усадьбе Березовик отремонтирована и вполне пригодна для перевозки раненых и больных.

Из представленных Товариществом Окуловских писчебумажных фабрик зданий уездный комитет наметил под лазарет два главных двухэтажных здания для размещения 170 раненых, операционной комнаты, двух перевязочных, аптеки, бельевой и дежурных комнат для врачей и прочих помещений, а также одно каменное здание, состоящее из двух комнат для изоляционного помещения приблизительно на 20 человек и отдельное здание для персонала, для прачечной, бани и прочих нужд. Все здания находились в хорошем состоянии, а частичный необходимый ремонт производился ко времени посещения В.Г. Мендельштамом усадьбы. К этому же времени была приобретена и значительная часть имущества.

Первых раненых Окуловка принимала в 1915 году: всего было размещено более 600 воинов, в том числе в усадьбе Березовик – около 200 человек.

13 ноября 1914 года в усадьбе Березовик произошел пожар, уничтоживший большую часть Березовикского отделения 1-го Новгородского лазарета.

Письменный отчет А.А. Булатова новгородскому губернскому комитету Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам гласил: «Пожар начался в подвальном помещении от неосторожности водопроводчика, командированного в лазарет и состоящего на жаловании лазарета. Когда я прибежал с остальным служебным персоналом в загоревшейся дом, то, прежде всего, постарался успокоить начинавшуюся панику среди прислуги и раненых. Увидев, что раненые выходят из дома более или менее спокойно, а имущество выносится осторожно, направился на чердак, где находились узлы с мундирной одеждой солдат, зная, что в это время хозяйственный персонал лазарета и телефонной техники Товарищества Окуловских фабрик принимает меры против разгорающегося пламени. На чердаке, когда я туда пришел, было такое количество дыма, что не было возможности ничего увидеть на расстоянии одного аршина, а потому вытащить оттуда что-либо не представлялось возможности. Поэтому скинув вниз ближайших несколько узлов, я сошел с чердака, дабы удостовериться в том, вызвана ли по телефону пожарная команда и подвезена ли имеющаяся в лазарете пожарная машина. И то, и другое оказалось уже исполненным. Так как таран не работал и воды в водопроводных кранах не было, приходилось первое время на двух бочках провозить воду на машине, что не давало возможности иметь без перерывов сильную водную струю, маленькие же струи из огнетушителей были уже использованы и притом без всякого результата. Только через 30 минут после обнаружения пожара подвезли с соседней паркетной фабрики вторую машину так, чтобы получить в перекачку струю прямо с озера. Но уже было поздно. Пламя пробилось на чердак и охватило угол дома, и потому начали ломать коридор, соединяющий дом с кухней, желая отстоять её во что бы то ни стало. Когда работа эта была закончена, явились одна за другой две пожарные дружины: Окуловская и Парахинская фабричная. Стали работать три рукава, но спасти дом не удалось. Дружины лишь оказали ту громадную помощь: окончательно отстояли кухню и другие строения и дали возможность вынести почти всё имущество из верхнего этажа. Нижний этаж был почти освобожден до их приезда. Таким образом, несчастных случаев не было. Из казенного имущества (мундирная одежда) сгорело 136 комплектов, из лазаретного имущества сгорело 4 или 5 узлов грязного белья и несколько кроватей.

Раненые были размещены по разным зданиям усадьбы и, так как кухня осталась цела, накормлены ужином».

15 августа началась разгрузка помещений с переводом раненых в Перетно, где к этому времени был окончен ремонт и куда спешно командировали персонал для немедленной установки оборудования и приёма раненых.

Пожар уничтожил главный корпус Березовикского лазарета, отчего количество коек в лазарете уменьшилось до 110. После пожара срочно были приобретены две пожарные машины с рукавами для Перетно и Березовика, специально приспособленные к забору большого количества воды.

Заведовали 1-м Новгородским лазаретом в Березовике уполномоченные губернского земства: А.Г. Карпов, А.Д. Завалишин, М.Г. Колпаковский, Г.А. Кудрявцев и М.З. Захаров. Малиновская приняла на себя безвозмездно заведование хозяйством в Березовикском лазарете.

Это лишь небольшая история создания первого лазарета в нашем районе, а таких лазаретов было оборудовано 8 на 511 коек.

По материалам, предоставленным Еленой Тумановой, подготовила Светлана КУРДЮКОВА.  Окуловский вестник № 41 от 29.10.2020

Добавить комментарий


Условия размещения комментариев:
Комментарии публикуются только после одобрения модератора.
Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. Редакция сайта не несет ответственности за содержание комментариев.

Не подлежат публикации комментарии:

  • содержащие оскорбления личного и религиозного характера;
  • содержащие ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме;
  • содержащие ненормативную лексику;
  • носящие рекламный характер;
  • нарушающие положения действующего законодательства.

Нажатие кнопки «Сохранить» является безоговорочным принятием этих условий.


Ищем и опубликуем любую интересную информацию о нашем городе и районе.
Готовы сотрудничать с властью, компаниями, журналистами, инициативными людьми - со всеми кому важно, чтобы наш город был достойно представлен в Интернете.
Републикация текстов, фотографий и другой информации в коммерческих целях, разрешена только с письменного разрешения автора.

Электропочта: admin@okulovka.com

Сделано в web.okulovka.com

Яндекс.Метрика